Ukraine.UroWeb.ru — Український інформаційний портал урологів
(Украинский информационный портал урологов)

Навигация
Главная
О проекте
О нас
Контакты
Журналы
ЛОКЛ
Новости
Конференции и симпозиумы
Профсоюзы
Реформы и предложения
Обращения
Обучение
Библиотека
Лекции
Нормативные документы
Производители
Ссылки
Наши партнеры

Информация для пациентов

Консультации уролога
Форум
Поиск

Ассоциация урологов Украины
Сайт Института урологии Академии медицинских наук Украины
Европейская Ассоциация Урологов
UroWeb.ru - Урологический информационный портал
Explorer.UroWeb.ru — исследователь урологии
Авторизация


 
Главная arrow Новости arrow Интернет в образовании уролога и андролога
Интернет в образовании уролога и андролога Версия для печати Отправить на e-mail
24.11.2007

Интернет в образовании уролога и андролога

Статья опубликована в журнале "Андрология и генитальная хирургия" №3 2007, стр. 50-56

Шадёркин И. А. (г. Краснодар, Россия)

Настоящая публикация преследует цель познакомить читателя с наиболее проверенными и полными источниками информации по проблемам урологии и андрологии, доступными сегодня в глобальной сети Интернет.

Сегодня Интернет проник во все уголки современной жизни. Бил Гейтс в своей монографии «Бизнес со скоростью мысли» написал: «…с внедрением Интернет в жизнь человека, чтобы ответить на вопрос, сколько зарабатывает специалист в той или иной области, достаточно будет спросить: «какое у него образование?»…» [1]. Это связано в первую очередь с тем, что Интернет стирает границы – пространственные, временные, языковые и социальные. Сегодня человек, владеющий интернет-технологиями, может свободно общаться в режиме реального времени со своими коллегами, единомышленниками, создавать сообщества не только для свободного времяпрепровождения, но и для ведения бизнеса, научной работы и образования.

Учитывая современные тенденции перехода системы профессионального образования от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» во всем мире, активно вводится в практику такое понятие, как «продолженное медицинское образование». Поэтому в последнее время, как никогда актуальным становится своевременное получение новой быстроменяющейся информации.

Все большее количество врачей отдает предпочтение поиску источников знаний в Интернете [2]. И это вполне оправдано. Появление новых печатных изданий, тем более полноформатных научных книг, сильно отстает по времени от появления информации по актуальным темам в глобальной сети. Цены же на подписку периодических печатных изданий по-прежнему остаются довольно высокими.

Всемирная Организация Здравоохранения провела в 2003 году исследование и обнаружила, что в 75 бедных странах мира 56% медицинских институтов не имели доступа к академическим медицинским журналам за последние 5 лет. Поэтому, особенно актуально использование Интернета для продолженного образования в развивающихся странах и регионах, удаленных от образовательных медицинских центров [3].

Интернет стирает границы между государствами и народами и становится явно видно, что Россия довольно серьезно отстала от других стран. Не исключениеНе является исключением из общего правила и наше отставание в интернет-технологиях. Несомненным и бесспорным общим лидером в развитии глобальной сети являются Соединенные Штаты Америки, на территории которых и появился Интернет, как явление. За США идут Европейские государства. Но, в последнее время, в нашей стране все же наметилась положительная тенденция, и сегодня Интернет в России развивается бурными темпами.

То, что сейчас происходит во всемирной паутине с Россией, уже прошли развитые страны. И нам не стоит отвергать этот громадный опыт, а надо обратить пристальное внимание на их серьезные наработки в этом плане.

Интернет – это огромный источник ценной информации. Однако, надо суметь найти эту информацию. В этом контексте Интернет можно сравнить с большим городом, где есть все – и библиотеки с мировыми шедеврами, и ларьки с желтой прессой.

Поэтому любая работа в Интернете начинается с поиска необходимой информации. В этом разрезе, не претендуя на полноту освещения, попробуем кратко охарактеризовать источники данных в сети.

Для начала стоит сказать, что информация принципиально будет отличаться по национальному языку, на котором она доступна. Так как глобальная сеть Интернет стирает пространственные границы, то, естественно, пользователю доступны все открытые национальные источники. Самым распространенным языком в Интернете является английский язык. На нем представлена самая объемная и, пожалуй, самая ценная информация.

По источникам, где находиться эта информация, можно выделить несколько разделов.

Обширные научные базы данных

Одна из самых больших и наиболее известных научных баз данных – это MedLine. Эта база поддерживается Американской Национальной Медицинской Библиотекой Национального Института Здоровья. В ней собраны абстракты практически всех периодических научных печатных и электронных изданий с 1950 года по сегодняшний день. А это порядка 15.000.000 журнальных абстрактов из более чем 5000 журналов. Доступ к этой базе можно получить из нескольких интернет-ресурсов. Лучше всего это сделать с сайта Национальной Медицинской Библиотекой Америки, перейдя на страницу PubMed.

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi

Совершенно бесплатно и без какой-либо обязательной регистрации с этого сайта можно делать неограниченное количество запросов на интуитивно понятном языке, синтаксис которого, впрочем, очень богат и позволяет делать очень сложные запросы. Этот интернет-сервис предоставляет богатый набор возможностей не только для поиска, но и для сохранения его результатов, облегчения дальнейшей работы. Все информация в базе MedLine представлена на английском языке.

Также большой объем информации, основанной на принципах доказательной медицины, содержится на сайте Кокрановского Сотрудничества.

http://www.cochrane.org/

Следует дать отдельное пояснение о том, что представляет собой Кокрановское Сотрудничество. В отличие от MedLine, это не просто собрание информации. Кокрановское сотрудничество занято не только подбором данных, но и призвано определить научную ценность этой информации, опираясь на принципы доказательной медицины. Большая часть полнотекстовой информации закрыта для незарегистрированного пользователя.

Существуют и ряд других источников, которые позволяют найти научную медицинскую информацию в Интернете, но большей частью они основываются на этих базах данных.

Для первичного поиска можно воспользоваться также специальными медицинскими поисковыми серверами, которые схожи с такими поисковыми серверами как Google, Yahoo, Yandex и др. Поиск на таких серверах называется вертикальным поиском, т. е. поиском, ограниченным некой предметной областью, в нашем случае это «медицина», «урология», «андрология» (таблица 1).

Таблица 1. Наиболее популярные медицинские вертикальные поисковые ресурсы

Название ресурса

Адрес в Интернете

Hardin MD

http://www.lib.uiowa.edu/hardin/md

Health On the Net(HON): MedHunt

http://www.hon.ch/MedHunt/

Health Sciences Library System

http://www.hsls.pitt.edu/booksearch

Healthfinder

http://www.healthfinder.gov

HealthWeb

http://healthweb.org

MD Consult

http://www.mdconsult.com

Medical Matrix

http://www.medmatrix.org

Medical World Search

http://www.mwsearch.com

Medscape

http://www.medscape.com

MedWeb

http://www.medweb.emory.edu/medweb/default.htm

ScienceDirect

http://www.sciencedirect.com/

Scirus

http://www.scirus.com/

Scopus

http://www.scopus.com/

На всех этих сайтах информация ищется в англоязычном секторе Интернета.

В русскоязычном секторе стоит отметить вертикальный поисковой сервис в разделе урология и андрология – сайт Explorer.UroWeb.ru — исследователь урологии (http://www.explorer.uroweb.ru/).

Для поиска эти сайты используют различные механизмы: базы данных глобальных поисковых серверов, базы данных абстрактов. Некоторые из них имеют своих «спайдеров» («спайдер», или «паук» – это программа, которая индексирует информацию, найденную на медицинских сайтах), а также используют сочетание этих технологий.

Таким образом, найдя нужную информацию, ознакомившись с названием статьи и ее абстрактом, можно по предложенной ссылке перейти на первоисточник.

В этой связи можно выделить следующий раздел интернет-информации.

Сетевые представительства научных печатных и электронных изданий

В действительности источников информации очень много, но, в контексте данной статьи мы далее коснемся лишь тех, которые, являются целевыми научными медицинскими ресурсами.

В первую очередь, научный и практический интерес представляют периодические печатные издания – журналы. Практически у всех представительных издательств есть электронные версии печатных изданий, которые выходят с такой же регулярностью и не отстают по дате выпуска от печатных версий.

В таблице 2 представлен лишь краткий перечень наиболее популярных периодических изданий по урологии и андрологии, доступных в Интернете.

Таблица 2. Перечень наиболее популярных периодических изданий по урологии и андрологии, доступных в Интернете

Название периодического издания

Адрес в Интернете

Andrologia

http://www.blackwell-synergy.com/loi/and?cookieSet=1

Archives of Andrology

http://www.metapress.com/content/1521-0375/

Archives of Sexual Behavior

http://springerlink.metapress.com/content/1573-2800/

Asian Journal of Andrology (AJA)

http://www.asiaandro.com/

British Journal of Sexual Medicine

http://www.bjsm.co.uk/bjsm/

British Journal of Urology International

http://www.bjui.org/

Contemporary Urology

http://www.contemporaryurology.com/conturo/

Electronic Journal of Human Sexuality

http://www.ejhs.org/

European Urology

http://journals.elsevierhealth.com/periodicals/eururo/home

International Journal of Andrology

http://www.blackwell-synergy.com/loi/ija

Journal of Andrology

http://www.andrologyjournal.org/

Journal of Pediatric Urology

http://www.jpurol.com/

Journal of Sexual Medicine

http://www.blackwell-synergy.com/loi/JSM

MedReviews

http://www.medreviews.com/

Sexually Transmitted Diseases

http://www.stdjournal.com/

The Digital Urology Journal

http://www.duj.com/

The Journal of Urology

http://www.jurology.com/

UrologyChannel

http://www.urologychannel.com/

UrologyTimes

http://www.urologytimes.com/urologytimes/

Urosource

http://www.urosource.com/

UroToday

http://www.urotoday.com/

World Journal of Urology

http://www.springerlink.com/content/1433-8726/

Доступ к информации на многих из перечисленных в таблице ресурсах платный. Особенно это касается интернет-представительств печатных изданий. Иногда, в целях рекламы, некоторые выпуски журналов и/или некоторых статей можно получить бесплатно. Впрочем, платная подписка на электронные версии журналов по цене доступна даже для русскоязычных специалистов. Некоторые научные общества, которые являются владельцами этих журналов, предоставляют значительные скидки для заинтересованных специалистов из России. В частности такую скидку можно получить на сайте Европейской Ассоциации Урологов (http://www.uroweb.org/).

Многие научные и образовательные учреждения имеют бесплатный доступ к этим данным.

Как правило, полные электронные версии содержатся в удобном формате – pdf-файлах. Эти файлы можно «скачать» на свой компьютер и при желании распечатать практически в таком виде, в котором эта статья представлена в журнале. В этом плане html-версии (этот тот вид, в котором перед нами предстают все страницы в Интернете) очень сильно проигрывают из-за обилия ненужной информации на странице.

Стоит обратить внимание на сайт UroToday.com. На этом сайте представлено очень много полезной полнотекстовой информации для урологов и андрологов, которая ежедневно обновляется. Сайт постоянно поддерживается в актуальном состоянии. Но основной объем информации доступен на английском языке.

Ценность информации электронных изданий очень высокая, а доверие обеспечивается научными обществами, которые являются редакторами и модераторами этих изданий.

Хороший пример показывает Профессиональная Ассоциация Андрологов России (ПААР), которая дает возможность ознакомиться на сайте http://www.andronet.ru/ с некоторыми статьями своего регулярного печатного издания «Андрология и генитальная хирургия» и анонсами издания. Также, Российское Общество Онкоурологов (http://www.roou.ru/) представляет возможность пользователям Интернет ознакомиться с некоторыми статьями журнала «Онкоурология» и бесплатно подписаться на печатную версию этого журнала прямо на сайте (http://www.netoncology.ru/).

С перечнем статей, публикуемым журналом «Урология», можно ознакомиться на сайте НИИ Урологии (http://www.uro.ru/).

Электронные представительства профессиональных урологических, и андрологических ассоциаций

Особо стоит отметить информацию, доступную на сайтах профессиональных урологических и андрологических ассоциаций, а также научно-образовательных учреждений и медицинских центров.

Широко и активно представлены в сети Интернет Северная Америка (США и Канада) и Европа.

Законодатели мод в электронной урологии (e-urology) являются:

Довольно много в сети андрологических ресурсов:

На страницах этих сайтов также можно найти полезную информацию об образовательной и научной работе этих центров.

В таблице 3 представлен небольшой список научно-образовательных учреждений.

Таблица 3. Список интернет-представительств научно-образовательных учреждений и организаций

Научно-образовательные учреждения

Адрес в Интернете

American Fertility Association (AFA)

http://www.theafa.org/

American Urogynecologic Society

http://www.augs.org/

American Urological Association Foundation

http://www.auafoundation.org/

Bristol Urological Institute

http://www.bui.ac.uk/

British Association of Urological Surgeons (BAUS)

http://www.baus.org.uk/

Cleveland Clinic's Glickman Urological Institute

http://cms.clevelandclinic.org/urology/

European Society for Paediatric Urology

http://www.espu.org/

International Society for Sexual Medicine (ISSM)

http://www.issm.info/

International Society of Andrology

http://andrology.org/

Nordic Association for Andrology (NAFA)

http://www.andrology.dk/

Society for Assisted Reproductive Technologies

http://www.sart.org/

Society for the Study of Reproduction

http://www.ssr.org/

Поражает обилие узкоспециализированных направлений в урологии, которые также широко представлены в Интернете (таблица 4).

Таблица 4. Сайты узкоспециализированных профессиональных ассоциаций в разделе урология

Название источника

Адрес в Интернете

Asian Society for Female Urology (ASFU)

http://www.sfcs.org.sg/ASFU.htm

Continence Foundation (UK)

http://www.continence-foundation.org.uk/

Interstitial Cystitis Association

http://www.ichelp.org/

National Association for Continence's (NAFC)

http://www.nafc.org/

National Kidney Foundation

http://www.kidney.org/

Prostate Cancer Foundation

http://www.prostatecancerfoundation.org/

Society for Fetal Urology

http://www.fetalurology.org/

Очень много полезной информации можно найти на этих сайтах даже для не членов этих организаций. В первую очередь, ценны рекомендации ассоциаций по ведению больных. Как правило, эти рекомендации доступны для свободного скачивания в электронном виде. Большой интерес представляют полнотекстовые научные статьи и издания, информация по прошедшим и предстоящим конференциям.

Если же Вы становитесь членом профессиональной ассоциации, то приобретаете большую поддержку на этих крупных сайтах. Получаете доступ к различной и очень ценной информации, такой, как полнотекстовые статьи печатных изданий, методические рекомендации, консультативная помощь специалистов и многое другое.

Очень большую роль в образовании играют интернет-представительства ведущих урологических и андрологических ассоциаций для таких удаленных и крупных стран как Россия, Украина, Белоруссия – в этом случае оперативность доставки данных неоспорима выше при низкой стоимости.

Российские научные урологические общества также имеют свои сайты, которые отображены в таблице 5.

Таблица 5. Сайты российских научных урологических обществ

Название общества

Адрес в Интернете

Профессиональная Ассоциация Андрологов России (ПААР)

http://www.andronet.ru/

Российское Общество Онкоурологов

http://www.roou.ru/

Сайт НИИ Урологии и РОУ

http://www.uro.ru/

С полным списком профессиональных русскоязычных урологических источников можно ознакомиться на странице http://www.uroweb.ru/resourse.html.

Однако стоит быть очень внимательным к информации, полученной в Интернете.

Доступность и простота интернет-технологий порождает много пустых малоинформативных сайтов – это, так называемый, «интернет-шум». Это шум большого города.

На сегодня любой анонимный пользователь за небольшие деньги может получить любую виртуальную площадку, на которой он сможет без особого труда создать и разместить свои страницы и открыть сайт в любой точке земного шара (США, Китай, Россия, Иран и мн. др.).

Зная несколько несложных приемов, можно с некоторой степенью достоверности определить тот источник информации, которому можно доверять. Попробуем перечислить некоторые из них.

А. Доменное имя сайта, на котором находится информация.

  • Сайт, имеющий собственное доменное имя второго уровня, имеет больше доверия, чем сайт, расположенный в качестве домена третьего и выше уровня на бесплатной площадке. К примеру, доменное имя сайта Американской Ассоциации Урологов (http://www.auanet.org/) выгодно отличается от сайта, расположенного на бесплатной площадке, типа http://www.foo.narod.ru/ (http:// – это протокол, по которому работает сайт, малоинтересный для обычного пользователя, www – определитель глобальной сети Интернет, auanet – домен второго уровня, org – домен первого уровня, его нельзя свободно зарегистрировать).
  • Хорошим отличительным признаком является расположение сайта на национальном домене первого уровня. Для России – это «ru», для Белоруссии – «by» и т. д. Однако домены org, com, net, edu – общие домены, на которых могут располагаться различные полезные сайты.
  • Положительный момент, когда название сайта отражает его содержание. На том же примере сайта Американской Ассоциации Урологов auanet.org видно, что «aua» - это аббревиатура AUA (American Urological Association), а «net» означает по-английски сеть, что должно означать представительство в сети Интернет Американской Ассоциации Урологов.

Это все необязательные данные, но при их наличии доверие к ресурсу становится выше.

Б. Хорошим тоном является наличие на сайте информации о его авторах. Анонимный автор – это один из признаков, который должен насторожить пользователя – честному автору и владельцу сайта нечего скрывать. Очень хорошо, если для этого на сайте будет отведена отдельная страница. На этой странице обязательно должен быть указан обратный адрес, при этом желательно, чтобы в качестве адреса была указана не только электронная почта. Многие организаторы сайтов не стесняются поместить свои фотографии, что делает пребывание посетителя на сайте более доверительным.

В. Очень неплохо, когда на сайте имеется информация о политике безопасности и о правилах пользования сайтом.

Г. Сайт без грамматических ошибок – это хороший тон и признак того, что информация на сайте проходит проверку.

Д. Удобство сайта также является признаком того, что ресурсом занимаются профессионалы. Но не всегда неудобный сайт – это плохой сайт.

Е. Электронная статья, которую Вы читаете на сайте, должна содержать:

  • Название
  • Дату публикации (дата публикации информации на сайте – это один из важных параметров, т. к. документы в сети могут жить неопределенно долго, и название типа «Современные вопросы в лечении и диагностике …» может быть не очень уместным, если эта статья была опубликована 10 лет назад)
  • Авторов
  • Первоисточник

Этот список можно продолжать и детализировать.

Поиск и изучение информации в Интернете для самообразования это одно из самых частых, удобных и востребованных способов продолженного медицинского образования. Интернет же технологии в обучении идут гораздо дальше, чем представление обычной статической информации. Особенность этих технологий позволяют предоставить не только текстовую информацию, но и мультимедийные данные, организовать интерактивное общение, что делает более богатой получаемую информацию. Использование же принципа обратной связи позволяет проводить дистанционное образование.

По данным многих авторов использование on-line обучения и видеоконференций улучшает доступ врачей к качественному продолженному образованию [4], показывает лучшие результаты самообразования, и при этом программа на ее основе менее затратная [5,6,7,8].

Если взглянуть на иерархию эффективности различных методик обучения в медицине, то видно, что интерактивное обучение стоит на первом месте (уровне).

  • Уровень 1 – интерактивное клиническое обучение
  • Уровень 2(а) – интерактивное обучение в классной комнате
  • Уровень 2(б) – дидактическое клиническое обучение
  • Уровень 3 – дидактические обучение в классной комнате или стандартное обучение [7,9].

По мере появления доступных высокоскоростных каналов связи Интернет обеспечивает все более эффективную среду для проведения интерактивного обучения. При этом интерактивное обучение на основе интернет-технологий позволяет врачу изучать сложную информацию при отсутствии ограничений во времени и месте проведения образования и позволяет обучающемуся медику самому устанавливать темп и глубину освоения материала [7,9].

В 27.08.2001 году Минздрав РФ и Российская Академия медицинских наук совместно подготовили приказ № 344/76 «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации». В этом документе говорится, что дистанционное образование, используемое при последипломной подготовке медицинских кадров, имеет ряд преимуществ перед традиционной системой повышения квалификации. Преимущества состоят в более полном удовлетворении потребностей практического здравоохранения в образовательных услугах, гибкости системы последипломного образования для практического врача, экономической эффективности, высоком качестве образования, возможности привлечения в качестве преподавателей специалистов из различных регионов страны, а так же возможности получения практическим врачом непрерывного последипломного образования по месту жительства без отрыва от основного места работы. Учитывая огромную территорию страны, наличие большого числа весьма отдаленных регионов, этот вид образования позволил бы охватить регулярным обучением гораздо большее количество врачей и медсестер.

Если кратко коснуться технологии проведения дистанционного образования, то можно выделить ряд ключевых моментов.

1. Запись и регистрация пользователя на интерактивный обучающий курс.

2. Процесс обучения, который может состоять из нескольких способов освоения информации или их сочетания.

a. Дистанционное получение обучающих материалов и изучение их вне глобальной сети (так называемый off-line режим). Обучающийся получает по электронной почте или загружает из других источников Интернет электронные версии программ и запускает их на своем компьютере, не подключаясь к глобальной сети.

b. Изучение материала on-line, т. е. находясь на сайте, который предоставляет обучающий материал. При этом используется не только привычная статическая информация (текст, графика и пр.), но и проводится интерактивное обучение с обратной связью с обучающей программой, установленной на удаленный компьютер.

c. Телеконференции – прямая связь с преподавателем. При этом может быть использована текстовая связь (форум, чат и пр.), аудио связь или проведена видеоконференция. Видеоконференция дает наибольший эффект присутствия, и, соответственно, большую обучающую ценность, но она довольно затратная, т. к. для ее осуществления необходимы высокоскоростные интернет-каналы.

3. Подведение итогов обучения. Подведение итогов обучения может быть дискретным, т. е. по мере освоения очередной темы сдается тестовый экзамен и, при успешной его сдаче, курсант переходит к изучению следующей части программы. В конце освоения всего тематического курса сдается итоговый экзамен. Он может быть сдан

a. в режиме on-line,

b. или же преподаватели и курсанты непосредственно встречаются для очной сдачи экзаменов.

Большой выбор продолженного медицинского образования с использованием интернет-технологий представлен в Северной Америке. Так Американская Ассоциация Урологов проводит курсы дистанционного продолженного образования, в которых могут принять участие не только члены ассоциации, но и урологи из других странах (http://www.auanet.org/cme/).

Тематические сертификационные курсы по проблемам урологии в большом количестве проводятся на сайте medscape.com (http://www.medscape.com/urology/cme). Причем курсы могут пройти не только врачи, но и медсестры.

Под эгидой Европейской Ассоциации Урологов проводится продолженное медицинское образование, часть которого может быть выполнена с использованием технологий дистанционного образования средствами Интернета. Этому вопросу полностью посвящен сайт http://www.eu-acme.org/.

В России образовательных интернет-центров не так-то уж много, тем более, тех центров, которые бы занимались образованием урологов и андрологов.

Очень ярким примером дистанционного образования является «Интернет-центр дистанционного образования врачей», организаторами которого являются Кафедра клинической фармакологии Смоленской ГМА (ККФ) и НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской ГМА (НИИАХ) (http://www.antibiotic.ru/rus/re/). На этом же сайте имеется перечень документов, которыми регулируется использование Дистанционного образования – http://www.antibiotic.ru/rus/re/normreg.shtml.

Кафедра урологии Ростовского ГМУ (заведующий профессор Коган М. И.) успешно проводит заочно-очные тематические циклы усовершенствования по урологии. Заочная часть этих циклов проводится в режиме on-line, на очную часть обучения пользователь приезжает на кафедру, где сдает итоговые экзамены (http://www.uroprofi.ru/).

Подобная система медицинского образования позволяет уменьшить время отрыва слушателей от основного своего места работы, увеличить количество участников, уменьшает нагрузку на преподавателей и позволяет снизить реальные затраты на проведение тематического усовершенствования [5,6,7,8].

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, широкое их внедрение в практику значительно снижает цену на оборудование, связь и программное обеспечение. Это делает доступным интерактивное интернет-образование. Поэтому, в ближайшее время стоит надеяться на появление в России подобных обучающих программ на базе институтов, ведущих кафедр и крупных клинических центров, занимающихся обучением специалистов в урологии и андрологии. Также можно ожидать появление новых профессиональных специализированных русскоязычных источников информации, доступных в Интернете, предметной областью которых будет урология и андрология.

Литература

  1. Бил Гейтс. «Бизнес со скоростью мысли». ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 г
  2. Nylenna M, Aasland OG. Doctors learning habits: CME activities among Norwegian physicians over the last decade. BMC Med Educ. 2007 May 8;7(1):10
  3. Geissbuhler A, Bagayoko CO, Ly O. The RAFT network: 5 years of distance continuing medical education and tele-consultations over the Internet in French-speaking Africa. Int J Med Inform. 2007 May-Jun;76(5-6):351-6. Epub 2007 Feb 28
  4. Karlinsky H, et al. Workplace injury management: using new technology to deliver and evaluate physician continuing medical education. J Occup Rehabil. 2006 Dec;16(4):719-30
  5. Short LM, et al. (Analytic Systems Associates, Inc., Snellville, Georgia, USA.) A community-based trial of an online intimate partner violence CME program. Am J Prev Med. 2006 Feb;30(2):181-5
  6. Fordis M, et a. Comparison of the instructional efficacy of Internet-based CME with live interactive CME workshops: a randomized controlled trial. JAMA. 2005 Sep 7;294(9):1043-51
  7. Wutoh R, et al. eLearning: a review of Internet-based continuing medical education. J Contin Educ Health Prof. 2004 Winter;24(1):20-30
  8. Schilling K, et al. An interactive web-based curriculum on evidence-based medicine: design and effectiveness. Fam Med. 2006 Feb;38(2):126-32
  9. Khan KS, Coomarasamy A. A hierarchy of effective teaching and learning to acquire competence in evidenced-based medicine. BMC Med Educ. 2006 Dec 15;6:59
Последнее обновление ( 24.11.2007 )
 
< Пред.   След. >
Ukraine.UroWeb.ru - Український інформаційний портал урологів (Украинский информационный портал урологов) © 2020